Практически все альпинисты, которые достигли серьезных результатов, начинали ходить в горы с ранних лет. Их взрослая мотивированность уходила корнями именно в детство. У нас в "Макалу Экстрем" несколько раз в качестве клиентов выступали дети. В первый раз это случилось так.
Нам позвонил индиец с просьбой, чтобы мы завели на Эльбрус его дочку по имени Камия. Задача состояла в том, чтобы подняться пешком, а спуститься на лыжах в режиме фрирайда. Таким образом девочка поставила бы рекорд и сделала бы себе хороший старт на будущее.
Нам самим было очень интересно работать с таким необычным ребенком, но и для нас это была бы хорошая реклама на индийском рынке. По нашим непальским группам мы видели, что 60% восходителей на восьмитысячники – это индийцы, и такое сложное восхождение стало бы хорошей перспективой для завоевания индийского рынка.
Нам нужно было найти специалиста, который был бы опытным гидом - ски-альпинистом и не боялся такой ответственности, как работа с ребенком. Когда ребенок будет ехать на пристежке, он может элементарно дернуть гида, и тогда в опасности окажутся оба. Камия имела опыт, но требовалось адаптировать ее к условиям Эльбруса.
Мы выбрали самое начало лета, когда склоны пригодны для лыжного спуска, как раз когда мы возвращались из Непала, с экспедиции на Лхоцзе.
На Лхоцзе с нами поднимался Азнаур Акаев – сотрудник спасательного отряда в Безенгах, профессиональный горнолыжник. Он стал первым балкарцем, который зашел на восьмитысячники Манаслу и Лхоцзе. Благодаря его силе и выносливости за ним закрепилось прозвище «Белый шерп». В ходе экспедиции он показал себя очень ответственным и морально устойчивым. Именно его мы пригласили гидом для Камии.
16 мая мы взошли на Лхоцзе, и после этого вернулись в Россию. Камия прилетела вместе с родителями в первых числах июня. Параллельно мы вели большую группу, поэтому гиды разделились: я и Азнаур шли с семьей Камии, Чатур и Макс Шибалов вели остальных.
Для начала у нас образовался целый квест по поиску специальных горных лыж с ботинками подходящего размера. На Эльбрусе очень жесткий наст, а ниже скал Пастухова просто каша из снега. В таких сложных условиях будет аварийно, если снаряжение хоть немного не подойдет.
Родители девочки не смогли найти в Индии такой маленький размер, и на этом наш план грозил споткнуться. Потому что и в России мы не находили нужный комплект.
В Приэльбрусье мы обошли все прокаты – ничего найти не можем. И уже в последний момент обратились в совсем маленький прокат рядом с нашей гостиницей, хозяйка этого проката – лыжный инструктор-балкарка. И она сразу поняла, что нам нужно, и приговаривая: «Вы там не убейте ребенка», - подобрала и лыжи, и ботинки.
Я в жизни не встречала такого позитивного и мотивированного ребенка. Но это была у Камии не первая гора. Она уже побывала на вершинах индийских шеститысячников Сток Кангри и Конгьятце. С таким высотным опытом Камия меньше была подвержена горной болезни, это сильно облегчало задачу.
Ее мечта - сходить на все 14 восьмитысячников. Но это нереально по стоимости, и план семьи был таким: после Эльбруса подобрать какой-то один восьмитысячник, сходить на него и поставить возрастной рекорд. Тогда уже можно найти себе спонсоров.
Камии очень повезло с родителями, потому что они очень поддерживали мечту дочери. Оба служат на подводной лодке. Отец – профессиональный альпинист и руководитель многих индийских экспедиций на различные серьезные вершины. Мама стала заниматься альпинизмом ради Камии, чтобы поддерживать своего ребенка в длительных высотных экспедициях. Ей было страшно отпускать девочку только вместе с отцом, она как мать очень переживала.
Мы без особых происшествий зашли к скалам Пастухова, оттуда Камия с Азнауром совершили пробный спуск, потом еще раз зашли на Пастухова… Посмотрели по Форкасту и поняли, что если потратим еще один день на тренировки, погода испортится. Поэтому решили форсировать события и идти на штурм всего через два дня после заезда на Приют.
Лыжи девочки несли мужчины, я впереди задавала темп, чтобы он был не слишком быстрый для ребенка. Меня очень удивляла жесткая воля и мотивация Камии. Ее не нужно было уговаривать, подгонять и давать советы. Если ей было трудно, она говорила: «Ну пожалуйста чуть-чуть помедленней». Я сбавляла темп и мы, даже не останавливаясь, продолжали двигаться дальше. В этот день была прекрасная, тихая погода. Группа в полном составе и без особых приключений зашла на вершину.
Мы понимали, что наблюдаем возрастной мировой рекорд для лыжников, и очень радовались, что на вершине девочка не была измучена. Это давало хорошие шансы на успешный спуск.
Когда катаешься на такой высоте, нужно очень хорошо владеть своим телом и не утратить реакции, иначе любая ошибка может стоить жизни: можно неизвестно куда улететь на этих лыжах. Я часто вижу, как люди съезжают со Скал Пастухова и сразу теряют контроль над лыжами.
К этому моменту мы сводили на Эльбрус уже, наверное, человек 500, и я видела, что только единицы могут оставаться на вершине в добром здравии. Я постоянно думала: в какой Камия должна быть хорошей форме, чтобы не просто ехать на лыжах, а хотя бы удержаться на них!
Все очень радовались успеху Камии, у нее составилась целая группа поддержки, которая переживала за ее успех и самочувствие.
Камия была в полной форме. Родители сказали: ну езжай. И девочка с Азнауром стартанули вниз. На крутых участках они снимали лыжи и обносили эти места, затем вновь становились на лыжи и добрались до Приюта намного раньше нас.
Я, Чатур, Макс и все остальные сбились в одну кучу, вызвали себе ратрак на 4800 и поехали вниз.
Мы спустились, отметили мероприятие, и поскольку погода действительно испортилась, поехали в Минводы, чтобы хорошо провести неиспользованные дни. Родители Камии хотели устроить там шопинг, потому что в России многие товары намного дешевле, чем в Индии.
Это случилось в 2018-м, а в 2019-м Камия взошла на пик Аконкагуа - высочайшую точку обеих Америк, тем самым установив новый возрастной рекорд.
На протяжении этой экспедиции я особо отмечала важность мотивации и поддержки близких людей. И насколько необходимо, даже для ребенка, делать то, что для него важно и во что он верит. Потому что заставить подниматься на высокие горы невозможно – это нужно любить. Но любовь к высоте может обернуться нереализованной, разбитой мечтой и разочарованием по жизни. А когда человек мечтает и родственники помогают – это настолько прекрасная история, которой хочется поделиться.